Эдвард Хоппер (Edward Hopper; 22 июля 1882, Найак, штат Нью-Йорк — 15 мая 1967, Нью-Йорк) — популярный американский художник, выдающийся представитель американской жанровой живописи. Многочисленные репродукции произведений Хоппера и их кажущаяся доступность (в сравнении с «высоколобым» авангардом французского искусства) сделали его одним из самых популярных художников в США. В частности, своим любимым художником называет его кинорежиссёр и художник Дэвид Линч. Отдельные критики относят Хоппера — наряду с Де Кирико и Бальтюсом — к представителям «магического реализма» в изобразительном искусстве.
387 jpg | 470 ~ 3370 pix | 122,23 mb
Эдвард Хоппер (Edward Hopper; 22 июля 1882, Найак, штат Нью-Йорк — 15 мая 1967, Нью-Йорк) — популярный американский художник, выдающийся представитель американской жанровой живописи. Многочисленные репродукции произведений Хоппера и их кажущаяся доступность (в сравнении с «высоколобым» авангардом французского искусства) сделали его одним из самых популярных художников в США. В частности, своим любимым художником называет его кинорежиссёр и художник Дэвид Линч. Отдельные критики относят Хоппера — наряду с Де Кирико и Бальтюсом — к представителям «магического реализма» в изобразительном искусстве.
Родился в Найаке (шт. Нью-Йорк) 22 июля 1882 в семье владельца магазина. Решив стать художником, учился в Нью-йоркской художественной школе (1900–1906), где его главным наставником был Р.Генри (Хенрай). В 1906–1910 совершил три поездки в Европу. Испытал большое влияние как местного, американского («школа мусорных ящиков», главой которой был Генри), так и французского импрессионизма. Принял участие в авангардной выставке «Армори шоу» в Нью-Йорке (1913), но в целом остался равнодушным к радикальному арт-авангарду.
Освоив техники офорта и литографии, до 1924 зарабатывал на жизнь в сфере рекламы и книжно-журнальной иллюстрации. В 1920-е годы сформировался его самобытный живописный стиль, нашедший оптимальное выражение в городских жанрах, интерьерах, а также в пейзажах Нью-Йорка и провинциальной Америки. Сдержанные, прохладные по тону, сравнительно небольшие по формату картины Хоппера проникнуты лирической меланхолией, поэзией пустых пространств либо (при наличии фигур) мотивами человеческого одиночества и отчуждения (Дом у железной дороги, 1925, Музей современного искусства, Нью-Йорк; Двусветный маяк, 1929, Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Раннее воскресное утро, 1930, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк; Полунощники, 1942, Чикагский художественный институт). Близкие по тематике регионализму, вещи Хоппера, однако, лишены свойственного последнему социального гротеска, воплощая в себе «золотую середину» углубленно-созерцательного реализма.
С годами в его живописи усилилась эмоциональная роль света, предстающего порой главным «героем» образов (Солнечный свет на втором этаже, 1960, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк).
Умер Хоппер в Нью-Йорке 15 мая 1967.
Многие из картин мастера, пользуясь большой популярностью, стали национальными художественными архетипами, часто фигурируя на книжных обложках, в визуальной рекламе, расходясь рекордными тиражами в открытках и постерах.