Джеймс Энсор (англ. James Sidney Edouard, Baron Ensor, 13 апреля 1860, Остенде — 19 ноября 1949, там же) — бельгийский художник-символист, график и живописец. Один из величайших представителей художников авангарда XX века.
225 jpg | 1047 ~ 2322 pix | 178.05 Mb
Джеймс Энсор (англ. James Sidney Edouard, Baron Ensor, 13 апреля 1860, Остенде — 19 ноября 1949, там же) — бельгийский художник-символист, график и живописец. Один из величайших представителей художников авангарда XX века.
Энциклопедия называет Джеймса Энсора выдающимся художником-символистом, одним из величайших представителей художников авангарда XX века. Но кроме этих прописных истин мы ничего о нем не узнаем из энциклопедии, а между тем у него была интересная биография, которая, безусловно, отразилась и в его творчестве.
Родился Джеймс Энсор 13 апреля 1860 года, в курортном городке Остенде, на берегу Северного моря. Отсюда до Англии рукой подать. Впрочем, Джеймсу не надо было ездить за море, чтобы познакомиться с жителями Альбиона. Англия присутствовала в его доме – его отец был англичанином, а мать фламандкой. Отец - инженер приехал в Остенде развеяться, познакомился здесь с хозяйкой устричной лавки, где продавались еще и всякие сувениры - восточные безделушки, карнавальные маски, и женился на ней, но вскоре уехал по делам в Америку, потерпел там фиаско, запил и умер по дороге в Европу. Так что Джеймс его почти не знал. Зато к матери был очень привязан, и помогал ей в лавке.
Энсор рано проявил способности к рисованию, он брал уроки у двух художников в Остенде. С 15 лет он пишет на картоне небольшие виды окрестностей города, которые точно передают атмосферу местности. В 1877-1880 Энсор посещал Академию художеств в Брюсселе, где учился в основном у ее директора Яна Порталса, который ввел в бельгийское искусство ориентализм. Поняв, что официальное образование ему не подходит, Энсор внимательно изучал старых мастеров, делал многочисленные наброски с произведений Халса, Рембрандта, Гойи, Калло а также Тёрнера, Домье, Мане. В 1879 году начинается «темный период» его творчества, который продлится приблизительно до 1882. В это время он пишет три небольших автопортрета для которых характерна тревожная острота видения подчеркнутая нарочитой пастозностью.
Бельгийский вариант импрессионизма который придавал больше значения полутонам чем четким цветам смягчает буржуазные интерьеры Остенде. Эта же реалистичность и мастерство исполнения характеризуют и натюрморты Энсора созданные в те годы
В 1882-м осветление палитры сопровождается быстрой эволюцией самого духа творчества художника. Энсор страдающий от посредственности культурной среды своего родного городка находит приют и понимание в Брюсселе у Эрнеста и Марьетт Руссо, которые стали первыми покупателями его картин. Он начинает выставляться хотя и не без трудностей и принимает участие в нескольких выставках. В 1884-м он становится одним из основателей группы «ХХ». На протяжении десяти лет именно это общество задавало ведущий тон в бельгийской художественной и культурной среде. Позднее Энсор утверждал, что независимо от французских традиций, в то время он пытался передать работу света в новой радикальной форме. Он выставлял полотна с пейзажами и интерьерами под названием «impression». Таким образом, он намеренно подчеркивал свою приверженность к новому направлению парижского авангарда. Его чувствительное и тонкое мировоззрение раскрывает, трансформирует и раскрепощает свет, форму и цвет.
Многогранный художник работает то свободно, то сжато, но все его работы свидетельствуют о даре чувственного восприятия. Энсор избегал радостных или сентиментальных сюжетов, поэтому консервативные критики и любители искусства считали работы художника недостаточно содержательными, остроумными или трогательными.
Особое место в тематике его картин занимают маски. Маска появляется в 1879-м году как атрибут карнавала, но наиболее значительные картины на эту тему были созданы в 1887-1891 годах.
Энсор скрылся - как на старом чердаке, за сувенирные маски, которыми торговали в родительской лавке. «Я с радостью спрятался в одиночестве, где миром правит могущественная и сверкающая маска. Маска кричит мне: Свежесть тона, яркая мимика, пышный декор, неуправляемые движения, восхитительная вибрация!». Его картины - как театральный занавес, скрывающий темноту пустой сцены. Художник - скелет в рабочем пиджачке - тщится зарисовать открывшуюся ему бездну, как будто заранее зная о событиях следующего века. Вот он - в центре масочного карнавала, на другой картине - подглядывает за сражающимися скелетами, делящими один труп.
Снова «macabre», можно было бы сказать - только если бы не были эти все образы цитатами из Босха, Гойи, Рембрандта. Энсор бесповоротно скрылся за «восхитительными вибрациями», за масками и чужими высказываниями, он оставил зрителя стоять в недоумении перед чувственной живописью, мало что говорящей рассудку.
В 1887-1890 Энсор пишет религиозные картины, отмеченные смелостью и богатым звучанием тонов, ирреалистической манерой и подвижным пространством.
«Въезд Христа в Брюссель»
Картина «Въезд Христа в Брюссель» отвергнутая группой «ХХ» отражает всю суть творчества Энсора, но здесь сатирическая язвительность не сочетается с пленительностью. В картине к религиозному сюжету добавлена тема маски. Полотну предшествовало шесть больших этюдов углем названных «Ореолы Христа или чувствительность света». Картина является развитием третьего «ореола» - «Живой и лучистый вход в Иерусалим». Но художник значительно изменил несколько мистический и символистский эскиз. В некотором роде Энсор здесь сводит счеты с обществом в котором он вынужден жить. Это выражается в форме фламандских «моралите» XVI в. Босха, Брейгеля и маньеристов в которых библейская тема соседствует с социальной сатирой. Хрупкая и миниатюрная фигура Христа похожа на проблеск безмятежности, который уносит огромная волнующаяся толпа. Лица на первом плане похожи на маски и символизируют ложь. Шероховатая фактура и пестрота карнавальных масок позволили художнику расширить выразительные средства живописи диссонансом красок и гротескными преувеличениями. Энсор писал: «Маска дает мне свежесть тонов сверхострую выразительность пышный декор неожиданные широкие жесты хаотичность движений изысканную неугомонность». Лучшие картины Энсора написанные после 1888 продолжают тему въезда Христа.
«Въезд Христа» был исключительным явлением и не нашел последователей в Бельгии. Его отзвуки появились позже у Ван ден Берге. В течение всего этого плодотворного периода Энсор не оставляет занятия пейзажем (виды пляжа и порта Остенде) и натюрмортом, которые он пишет в очень светлых тонах часто используя белую краску. Энсор был и замечательным рисовальщиком и офортистом (первые офорты исполнены в 1886). Офорты тех лет не уступают живописным произведениям художника. Он использовал рембрандтовские линию и эффекты светотени. Его офорты часто повторяют сюжеты его картин, хотя возможно наоборот картины писались на сюжеты гравюр.
Критики относились к нему весьма жестко, постоянно указывая на недостатки его творчества, на что он отвечал: «Недостатки лишены банальности и одинаковости совершенств. Недостатки многообразны - они сама жизнь, в них отражена личность художника, его характер, все заключено в них, они спасут произведение».
После 1900 богатство воображения и твердость руки изменили Энсору. Его творчество укладывается в двадцать лет, но художнику оставалось прожить еще полвека. Лихорадочная работа лишила его возможности восстановить свои силы; отныне он «систематически занимается автоплагиатом». Он живет в Остенде окруженный поздно пришедшим уважением, ценности которого он не переоценивает. Часами он играет на пианино, и задолго до своей смерти он оставляет живопись.
В конце жизни художник превратился в национального героя, доказавшего, что в Бельгии есть своя живопись. В 1903-м он был произведен в рыцари ордена Леопольда, а в 1930-м бельгийский король Альбер даровал ему титул барона.
Умер Энсор в 1949 году. После смерти художника в Остенде открыли его музей, возникла даже Ассоциация друзей Джеймса Энсора. Духовное родство с ним, играющим историей литературы, искусства и религии, в большей или меньшей мере обнаруживают сегодня все художники независимо от того, посвятили они себя живописи, видео, фото, скульптуре или инсталляции. Насмешки над всем и вся - даже над религией - стали нормой для европейской культуры.
Еще несколько лет назад Джеймс Энсор был известен всем поголовно бельгийцам и гостям их страны: его автопортрет был вытиснен на стофранковой купюре. Безличное евро, конечно, подточило авторитет этого имени, но все же не настолько, чтобы об Энсоре забыли. Забыть трудно: от него во многом идет отсчет собственно бельгийского искусства, что для страны, ведущей историю своей государственности всего-то с 1830 года, чрезвычайно важно.
225 jpg | 1047 ~ 2322 pix | 178.05 Mb
Забрать: фото картин Джеймса Энсора